Оцените работу школы
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Смотреть Результаты

http://kuban24.tv/75let

О введении курса ОРКСЭ  в школах Российской Федерации

2012-13 учебном году в 4 классе вводится курс "Основы религиозной культуры и светской этики". Дополнительную информацию вы можете получить на странице "ОПК"  о введении курса ОРКСЭ

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. №84-р определён порядок работы по введению курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), в соответствии с которым внедрение курса планируется начать 01 сентября 2012 года.

В связи с этим

- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. №74 внесены изменения в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с внесёнными изменениями курс ОРКСЭ должен реализовываться как предмет федерального компонента учебного плана в четвертых классах в количестве 34 часа в год с 2012-2013 учебного года.

Концепция курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и его методическое сопровождение.

Автор концепции курса «Основы религиозной культуры и светской этики» – Данилюк Александр Ярославович,советник директора  Федерального института развития образования (ФИРО), член-корреспондент Российской академии наук, руководитель  методического объединения по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Концепция курса обсуждена 21 июля 2009 г. на совещании по вопросам религиозного образования под председательством Президента РФ Д. А. Медведева с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла, лидеров традиционных религий России, министра образования и науки А. А. Фурсенко.

Курс состоит из шести модулей: Основы православной культуры, Основы иудейской культуры, Основы исламской культуры, Основы буддистской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики.

Курс рассчитан на 34 урока в 4 классе. Курс вводится с сентября 2012 г. Курс безотметочный.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

•         знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

•         развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

•         обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

•         развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Принципы построения курса ОРКСЭ.

  1. Светский характер курса, диалог не конфессий, а культур и мировоззрений, диалог человек – семья – общество, в основе которого лежат ценности этики и культуры: религиозной и светской.
  2. Направленность на единение, а не разобщение обучающихся, при организационном делении курса на 6 модулей. Эту направленность  обеспечивают:

2.1. Общий для всех модулей первый тематический блок (первый урок) «Моя Родина – Россия»:

Первый урок задаёт общее  направление в изучении всего курса и показывает, что связывает между собой модули   по основам религиозных культур и светской этики. Ключевые слова первого урока,  которые затем последовательно раскрываются в  темах последующих уроков всех 6 модулей в виде понятий: Родина, Отечество, род, семья, планета, мир, человек, жизнь, смысл жизни, человека, красота, гармония, история, культура,  традиции, ценности, духовность, нравственность,  религия, этика.

Первый урок формирует первоначальные представления: о России как части мира  и родине для всех народов нашей страны; о человеке  как части всего человечества, представителе своей страны, народа, рода, семьи определенной культуры; о значении духовности, нравственности, морали для жизни и деятельности  человека, семьи, общества; о вечных вопросах  человечествао смысле жизни и о том, как её надо прожить, – вопросы, на которые во все времена призваны дать ответ религия  и этика – это ядро курса ОРКСЭ, которое объединяет содержание всех 6 модулей курса; о  необходимости сплочения всех людей мира и граждан России независимо от их религиозных и философских убеждений на основе взаимного уважения и диалога культур.

2.2. Общие для всех модулей понятия важнейшие религиозные и этические категории: добро и злосправедливость, свобода и ответственность, долг и совесть, добродетели, нравственные качества людей, «золотое правило нравственности», духовные и нравственные ценности, особенно  важные для современного поколения ценности дружбы, любви,  милосердия, благотворительности и т.п.

2.3. Общие для всех модулей традиции почитание в религиозной и светской культуре семьи, родителей, женщины, особенно матери, старших; семейные традиции; забота о слабых детях, стариках, больных людях; бережное отношение к природе,  понимание её красоты и роли в жизни человека и общества; забота о здоровье – своём и других людей, здоровый образ жизни; знание основных норм светской и религиозной морали для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья человека.

2.4. Отработка базового понятия курса духовные традиции России: трудовые династии  – члены одной семьи, работающие в одной профессиональной области, в одной организации в общей сложности более 50 лет. Связанные родственными узами, работники стараются не уронить честь фамилии. Отсюда  – трудолюбие, ответственность, старательность и добросовестность. Трудовые династии  – это история в лицах, история становления и развития той или иной отрасли хозяйства, в целом — всей нашей страны (модуль «Основы светской этики»; бескорыстие –бескорыстная любовь, забота и помощь. Главная икона России – Богоматерь Владимирская – является иконографическим типом «Умиление», т.е. «Нежность»: бескорыстная забота о другом. В СССР было широко распространено Тимуровское движение, а ныне –волонтёрская, или добровольческая, деятельность, которая  осуществляется на основе привлечения людей разных возрастов для оказания помощи без расчёта на денежное или иное вознаграждение.

Это может быть: помощь различным категориям граждан; благоустройство городов; помощь животным; посадка деревьев и цветов; восстановление исторических памятников; сочувствие, сопереживание и помощь нуждающимся, что выражается в пословице «Чужой беды не бывает».

2.5. Опора на религиозные и светские праздники как объединяющее начало жизни человека и общества: семейные праздники; праздники почитания природы; праздники почитания труда, знаний, воспитывающие уважительное отношение к трудовой деятельности, учёбе, учителю и др.

2.6. Общие для всех 6 модулей методические приёмы: нетрадиционные уроки – «погружение» в другую эпоху, заочные (виртуальные) экскурсии, уроки путешествия и др.; использование литературных сюжетов, работа с текстом, с видео-и аудиорядом, с иллюстрациями; опора на личный опыт обучающихся; развитие речи и эмоциональной сферы обучающихся; «перекрестные» вопросы и задания «Узнайте у ваших одноклассников, изучающих (другой модуль), …», «Спросите у ваших одноклассников, изучающих (другой модуль),  …», «Расскажите своим товарищам, как….» и т.п. Ответы на такие вопросы позволяют обучающимся обмениваться информацией, знать, что изучают в других модулях их одноклассники, помнить о том, что курс общий и что они на протяжении его изучения не должны забывать о том, что они – одноклассники, учатся  в одной школе, живут в одном городе, регионе, стране и т.д

2.7. Общие для всех 6 модулей нравственные идеалы, воплощённые в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения. Их жизнь является образцом служения идеалам добра, гуманизма, Родине. Нравственный героический ряд педагогически организованная система примеров коллективного и индивидуального нравственного, духовного подвига во имя религиозных, общественных, семейных, патриотических идеаловсоставляет  основное содержание курса ОРКСЭ. Через него раскрываются для младших подростков те основополагающие духовные, моральные ценности, на которых основаны традиционные религии и светская этика

2.8.  Жизненная, а не "книжная" направленность изучения религии и светской этики: практико-ориентированный отбор содержания  учебного материала; формирование социокультурной идентичности обучающихся (Я – россиянин, христианин, православный, мусульманин и т.д.); приобретение требуемых социальных навыков не путем заучивания "сухих" правил и норм жизни в обществе, а в результате их практической реализации.

2.9. Создание и эмоционально-ценностное проживание проблемных ситуаций:  нравственного выбора с опорой на значимые для учащихся жизненные примеры; доверительного диалога между учащимися и педагогом; сотрудничества и взаимной поддержки в понимании самых важных и трудных вопросов о смысле человеческой жизни, её духовных основах.

3. Национально-региональный компонент курса ОРКСЭ. Его основная педагогическая задача– сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов и  на основе каких ценностей должен жить человек. Это совершается посредством: раскрытия базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература) на примережизнеописаний святых (Василий Мангазейский, Иоанн Тобольский, Иоанн Максимович) и других подвижников, чья жизнь –воплощение нравственной стойкости, самоотверженности, любви к людям, обществу, народу. Это могут быть  Ермак, декабристы, герои Великой Отечественной войны, участники освоения Тюменской газовой и нефтяной целины и др.; персонификации нравственных идеалов и моральных ценностей в судьбах своих земляков и  народов Тюменской области; изучения важнейших событий жизни своей школы, села, города, района, области с позиций духовности, нравственного подвига, моральной крепости.

4. Культурологический подход к изучению религии и светской этики.

4.1. Формирование у  обучающихся первоначальных представлений о культурно- исторических основах религии и светской этики: опора на родной язык и окружающую традиционно-бытовую культуру обычаи, нормы обихода и поведения, словесные формулы приветствия, прощания, обращения, раскрывающие связь времён, религии и светской этики. Например, привычное «спасибо»  возникло как самая краткая молитва за человека: сокращенное «Спаси тебя Бог», а «крестьянин» – это «христианин»: удивительное слово, возникшее на Руси в 14 веке, такое самоназвание земледельца по духовному признаку существует только в русском языке. Это ли не показатель высокой духовной культуры русского народа?! Выражения «левые доходы», «ходить налево», «встать с левой ноги» и т.п. связаны с культурой православия, для которой правая сторона священна, а левая – «от лукавого» и т.д. Язык – наш лучший учитель, наше бесценное сокровище; выяснение связи культуры с религиозными и  этическими учениями.Именно религия и этика ярче всего выражают стремление человека к самосовершенствованию, к духовному и эстетическому осмыслению окружающего мира, служат ориентирами в духовных поисках и в творчестве человечества.Вот, например,«простенький» вопрос: Почему без имени безымянный палец?  Культура позволяет вести доброжелательный и конструктивный диалог всех участников образовательного процесса, представляющих различные мировоззрения, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира. Содержание культуры чрезвычайно ёмкое. Это слово предельной смысловой насыщенности. Таких слов во всех языках народов мира лишь два (природа и культура) или три. Такое широкое смысловое поле не допускает конфронтации, ибо культура всегда объединяет людей.

4.2. Формирование у школьников поликультурной компетентности –интегративного качества личности, включающего: систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей; социальные нормы и правила поведения, необходимые для повседневной жизни и деятельности в современном обществе; способность выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований.

5. Деятельностный подход к изучению религии и светской этики, ориентированный на познавательную активность учащихся. Это обеспечивается: Заданиями трёх уровней сложности – воспроизводящий уровень, преобразующий уровень и творческо-поисковый уровень; Обязательной проектной деятельностью учащихся; Игровыми технологиями.

6. Межпредметные связи: На уроках русского языка – эссе на тему «Моя Родина», «Моя семья» и т.д.; На уроках труда – подарки родителям, родственникам и школе; обрядовая кулинария и пр.; На уроках литературы – дискуссии о нравственной проблематике литературных произведений; На уроках ИЗО –  рисунки и фотогазета «Традиции моей семьи» и т.п.

Разработка методического обеспечения курса:

6 программ и учебников ОРКСЭ для начальной школы (4 класс); 6 учебно-методических пособий для учителей с поурочными методическими разработками, дополнительным учебным содержанием по каждому уроку, методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендациями по работе с родителями (законными представителями) обучающихся; 6 рабочих тетрадей для обучающихся; 6 комплектов мультимедийного сопровождения (документальные фильмы, художественные фильмы для просмотра на уроках и в семье, развивающие компьютерные игры и т.д., дополняющие содержание учебников и рабочих тетрадей).