Профилактика суицидального поведения детей
и подростков в образовательных учреждениях
Обновлено 02.05.2017 г.
Суицид – геройство или слабость, или в нервном потрясенье срыв?
Есть, скажите, у кого-то храбрость вскрыть его причинности нарыв?
Можно долго рассуждать о многом, осуждать, оправдывать корить,
Но не высказать высоким слогом, что порвало тоненькую нить?
Родителям о суициде детей и подростков
Родителям о суицидальном поведении подростка
Данные рекомендации по профилактике суицида в рамках образовательного учреждения 102ин/22-03 составлены с опорой на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-“О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, программу профилактики суицидального поведения «Перекресток» Черновой Г.В. , методическиерекомендации «Проблемы суицидального поведения у детей и подростков», разработанных ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центром диагностики и консультирования» Краснодарского края.
Введение
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Суицидальное поведение
как форма кризисного реагирования
Суицид- это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения… словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не всегда в самых радужных ее проявлениях.
Варианты суицидального поведения
В зависимости от возраста, типа личности, а также ситуации, провоцирующей суицид, различают варианты суицидального поведения.
По типу «протеста» - предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального настроения, по принципу: «Вам будет хуже после моей смерти».
По типу «призыва» - возникает остро, чаще способом самоотравления. Основной смысл суицида- активизировать помощь извне с целью изменения ситуации.
По типу «избегания» - проявляется в ситуациях угрозы наказания. Смысл суицида - в попытках избегания угрозы психического или физического страдания (или в ожидании его).
По типу «самонаказания» - определяется переживаниями вины реальной или патологического чувства вины.
По типу «отказа» от жизни. Этот тип суицида связан с потерей личностного смысла своего существования (например, в связи с неизлечимой болезнью, потерей значимого близкого человека).
Первые три варианта суицидального поведения чаще всего встречаются в детском и подростковом возрасте.
Причины суицидов
Общая цель самоубийства - нахождение решения, выхода, бегство.
Общий стрессор при суициде - фрустрированные базовые психологические потребности:
- в любви, привязанности, поддержке и принятии, в значимых
отношениях и заботе;
- в понимании и порядке, автономии, предсказуемости;
- в доминировании, в возможных достижениях, в агрессии.
Отсюда следует, что к числу наиболее частых причин суицидов среди детей и подростков можно отнести следующие:
§ Потери:
- любимого человека (смерть или разрыв романтических отношений);
- одного из родителей (развод);
- «лица» (боязнь позора; чувство вины, стыда; страх унижения; насилие; жестокое обращение).
§ Состояние «давления»:
- в школе (стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной и спортивной жизни школы);
- со стороны сверстников (стремление быть принятым; соответствовать нравам и вкусам группы: в манере одеваться, в отношении к наркотикам, алкоголю, сексу, в музыкальных пристрастиях);
-со стороны родителей (успех; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями в вопросах воспитания; жестокое обращение; «проповеди родителей», а не личный пример).
§ Низкая самооценка:
- внешняя физическая непривлекательность;
- ощущение «второсортности» с мрачным видением будущего, подавленность с чувством безысходности;
- сексуальная неуспешность;
- недостаток общения с чувством изолированности, одиночества;
- неуспешность в учёбе;
- разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании и токсикомании;
- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются «эпидемии самоубийства» после смерти кумира).
Таким образом, формируется эмоциональный комплекс, лежащий в основе суицидального поведения: изоляция, беспомощность, безнадёжность, чувство собственной незначимости.
При исследовании поведения лиц, склонных к суицидальным действиям, было выявлено, что одним из наиболее частых расстройств является депрессия.
«Депрессия» в переводе на русский язык означает «подавленное настроение, душевное угнетение». Её основной симптом - потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от того, что раньше приносило счастье.
В настоящее время достоверной статистики, свидетельствующей о распространённости депрессивных расстройств в детском и подростковом возрасте, нет, так как депрессии нередко остаются нераспознанными в связи с частотой скрытых и маскированных форм. Для детского возраста больше характерны такие «маски» депрессии, как психосоматические расстройства: головные боли, боли в сердце, в животе, в мышцах и т. д., причём не удаётся выявить какую-либо закономерность их динамики и подтвердить объективным обследованием детей.
В 12 -18 лет для депрессии характерны истощаемость, ухудшение успеваемости, поведения, нарушение внимания, пассивность, лёгкость возникновения реакции на замечания родителей, склонность к бунту, капризность, агрессивное поведение, эгоцентризм. Кроме того, характерны озабоченность «мировыми проблемами», стремление к самоутверждению, оппозиционность, сочетание потребностей в самостоятельности и зависимости, максимализм. Течение депрессии характеризуется частыми рецидивами: у ребёнка, который перенёс один эпизод глубокой депрессии, вероятность возникновения следующего в течение ближайших пяти лет составляет 70 процентов. При этом у таких детей в 10 -15 процентах случаев могут возникнуть серьёзные осложнения депрессии: попытки самоубийства, самоубийство.
Индикаторы (сигналы) суицидального риска
(ситуации, настроение, размышления, высказывания человека, которые
увеличивают степень риска)
Ситуационные индикаторы:
- смерть любимого человека,
- вынужденная социальная изоляция (переезд на новое место жительства, не имеет друзей, чувствует себя отверженным);
- живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в отношениях с родителями или родителей друг с другом; личная или семейная проблема);
- ощущение себя жертвой насилия (физического, сексуального, эмоционального);
- беременность подростка.
Словесные (коммуникативные) индикаторы:
- прямые и косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «Я не могу так больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Скоро все закончится»;
- частые шутки, иронические высказывания на тему самоубийства;
- нездорова заинтересованность вопросами смерти, предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами.
Поведенческие индикаторы:
- злоупотребление психоактивными веществами;
- уходы из дома;
- явное изменение привычек (несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью, пропуск занятий и др.);
- самоизоляция, нежелание ни с кем общаться, замыкание от семьи и друзей;
- частое прослушивание траурной или печальной музыки;
-раздаривание личных, всегда любимых вещей.
Когнитивные индикаторы:
-негативная оценка своей личности, окружающего мира, своего будущего;
- разрешающие установки к суицидальному поведению;
- неспособность увидеть иные пути решения проблемы («туннельное видение»);
- наличие суицидальных мыслей, намерений, планов;
- импульсивность;
- доступность средств для совершения суицида.
Эмоциональные индикаторы:
- безразличие к жизни и своей судьбе, беспомощность, безнадежность, отчаяние;
- переживание горя.