О введении курса ОРКСЭ в школах Российской Федерации
2012-13 учебном году в 4 классе вводится курс "Основы религиозной культуры и светской этики". Дополнительную информацию вы можете получить на странице "ОПК" о введении курса ОРКСЭ
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. №84-р определён порядок работы по введению курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), в соответствии с которым внедрение курса планируется начать 01 сентября 2012 года.
В связи с этим
- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. №74 внесены изменения в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с внесёнными изменениями курс ОРКСЭ должен реализовываться как предмет федерального компонента учебного плана в четвертых классах в количестве 34 часа в год с 2012-2013 учебного года.
Концепция курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и его методическое сопровождение.
Автор концепции курса «Основы религиозной культуры и светской этики» – Данилюк Александр Ярославович,советник директора Федерального института развития образования (ФИРО), член-корреспондент Российской академии наук, руководитель методического объединения по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Концепция курса обсуждена 21 июля 2009 г. на совещании по вопросам религиозного образования под председательством Президента РФ Д. А. Медведева с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла, лидеров традиционных религий России, министра образования и науки А. А. Фурсенко.
Курс состоит из шести модулей: Основы православной культуры, Основы иудейской культуры, Основы исламской культуры, Основы буддистской культуры, Основы мировых религиозных культур, Основы светской этики.
Курс рассчитан на 34 урока в 4 классе. Курс вводится с сентября 2012 г. Курс безотметочный.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Принципы построения курса ОРКСЭ.
- Светский характер курса, диалог не конфессий, а культур и мировоззрений, диалог человек – семья – общество, в основе которого лежат ценности этики и культуры: религиозной и светской.
- Направленность на единение, а не разобщение обучающихся, при организационном делении курса на 6 модулей. Эту направленность обеспечивают:
2.1. Общий для всех модулей первый тематический блок (первый урок) «Моя Родина – Россия»:
Первый урок задаёт общее направление в изучении всего курса и показывает, что связывает между собой модули по основам религиозных культур и светской этики. Ключевые слова первого урока, которые затем последовательно раскрываются в темах последующих уроков всех 6 модулей в виде понятий: Родина, Отечество, род, семья, планета, мир, человек, жизнь, смысл жизни, человека, красота, гармония, история, культура, традиции, ценности, духовность, нравственность, религия, этика.
Первый урок формирует первоначальные представления: о России как части мира и родине для всех народов нашей страны; о человеке как части всего человечества, представителе своей страны, народа, рода, семьи определенной культуры; о значении духовности, нравственности, морали для жизни и деятельности человека, семьи, общества; о вечных вопросах человечества – о смысле жизни и о том, как её надо прожить, – вопросы, на которые во все времена призваны дать ответ религия и этика – это ядро курса ОРКСЭ, которое объединяет содержание всех 6 модулей курса; о необходимости сплочения всех людей мира и граждан России независимо от их религиозных и философских убеждений на основе взаимного уважения и диалога культур.
2.2. Общие для всех модулей понятия – важнейшие религиозные и этические категории: добро и зло, справедливость, свобода и ответственность, долг и совесть, добродетели, нравственные качества людей, «золотое правило нравственности», духовные и нравственные ценности, особенно важные для современного поколения ценности дружбы, любви, милосердия, благотворительности и т.п.
2.3. Общие для всех модулей традиции – почитание в религиозной и светской культуре семьи, родителей, женщины, особенно матери, старших; семейные традиции; забота о слабых – детях, стариках, больных людях; бережное отношение к природе, понимание её красоты и роли в жизни человека и общества; забота о здоровье – своём и других людей, здоровый образ жизни; знание основных норм светской и религиозной морали для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья человека.
2.4. Отработка базового понятия курса духовные традиции России: трудовые династии – члены одной семьи, работающие в одной профессиональной области, в одной организации в общей сложности более 50 лет. Связанные родственными узами, работники стараются не уронить честь фамилии. Отсюда – трудолюбие, ответственность, старательность и добросовестность. Трудовые династии – это история в лицах, история становления и развития той или иной отрасли хозяйства, в целом — всей нашей страны (модуль «Основы светской этики»; бескорыстие –бескорыстная любовь, забота и помощь. Главная икона России – Богоматерь Владимирская – является иконографическим типом «Умиление», т.е. «Нежность»: бескорыстная забота о другом. В СССР было широко распространено Тимуровское движение, а ныне –волонтёрская, или добровольческая, деятельность, которая осуществляется на основе привлечения людей разных возрастов для оказания помощи без расчёта на денежное или иное вознаграждение.
Это может быть: помощь различным категориям граждан; благоустройство городов; помощь животным; посадка деревьев и цветов; восстановление исторических памятников; сочувствие, сопереживание и помощь нуждающимся, что выражается в пословице «Чужой беды не бывает».
2.5. Опора на религиозные и светские праздники как объединяющее начало жизни человека и общества: семейные праздники; праздники почитания природы; праздники почитания труда, знаний, воспитывающие уважительное отношение к трудовой деятельности, учёбе, учителю и др.
2.6. Общие для всех 6 модулей методические приёмы: нетрадиционные уроки – «погружение» в другую эпоху, заочные (виртуальные) экскурсии, уроки путешествия и др.; использование литературных сюжетов, работа с текстом, с видео-и аудиорядом, с иллюстрациями; опора на личный опыт обучающихся; развитие речи и эмоциональной сферы обучающихся; «перекрестные» вопросы и задания – «Узнайте у ваших одноклассников, изучающих (другой модуль), …», «Спросите у ваших одноклассников, изучающих (другой модуль), …», «Расскажите своим товарищам, как….» и т.п. Ответы на такие вопросы позволяют обучающимся обмениваться информацией, знать, что изучают в других модулях их одноклассники, помнить о том, что курс общий и что они на протяжении его изучения не должны забывать о том, что они – одноклассники, учатся в одной школе, живут в одном городе, регионе, стране и т.д
2.7. Общие для всех 6 модулей нравственные идеалы, воплощённые в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения. Их жизнь является образцом служения идеалам добра, гуманизма, Родине. Нравственный героический ряд – педагогически организованная система примеров коллективного и индивидуального нравственного, духовного подвига во имя религиозных, общественных, семейных, патриотических идеалов – составляет основное содержание курса ОРКСЭ. Через него раскрываются для младших подростков те основополагающие духовные, моральные ценности, на которых основаны традиционные религии и светская этика
2.8. Жизненная, а не "книжная" направленность изучения религии и светской этики: практико-ориентированный отбор содержания учебного материала; формирование социокультурной идентичности обучающихся (Я – россиянин, христианин, православный, мусульманин и т.д.); приобретение требуемых социальных навыков не путем заучивания "сухих" правил и норм жизни в обществе, а в результате их практической реализации.
2.9. Создание и эмоционально-ценностное проживание проблемных ситуаций: нравственного выбора с опорой на значимые для учащихся жизненные примеры; доверительного диалога между учащимися и педагогом; сотрудничества и взаимной поддержки в понимании самых важных и трудных вопросов о смысле человеческой жизни, её духовных основах.
3. Национально-региональный компонент курса ОРКСЭ. Его основная педагогическая задача– сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов и на основе каких ценностей должен жить человек. Это совершается посредством: раскрытия базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература) на примережизнеописаний святых (Василий Мангазейский, Иоанн Тобольский, Иоанн Максимович) и других подвижников, чья жизнь –воплощение нравственной стойкости, самоотверженности, любви к людям, обществу, народу. Это могут быть Ермак, декабристы, герои Великой Отечественной войны, участники освоения Тюменской газовой и нефтяной целины и др.; персонификации нравственных идеалов и моральных ценностей в судьбах своих земляков и народов Тюменской области; изучения важнейших событий жизни своей школы, села, города, района, области с позиций духовности, нравственного подвига, моральной крепости.
4. Культурологический подход к изучению религии и светской этики.
4.1. Формирование у обучающихся первоначальных представлений о культурно- исторических основах религии и светской этики: опора на родной язык и окружающую традиционно-бытовую культуру – обычаи, нормы обихода и поведения, словесные формулы приветствия, прощания, обращения, раскрывающие связь времён, религии и светской этики. Например, привычное «спасибо» возникло как самая краткая молитва за человека: сокращенное «Спаси тебя Бог», а «крестьянин» – это «христианин»: удивительное слово, возникшее на Руси в 14 веке, такое самоназвание земледельца по духовному признаку существует только в русском языке. Это ли не показатель высокой духовной культуры русского народа?! Выражения «левые доходы», «ходить налево», «встать с левой ноги» и т.п. связаны с культурой православия, для которой правая сторона священна, а левая – «от лукавого» и т.д. Язык – наш лучший учитель, наше бесценное сокровище; выяснение связи культуры с религиозными и этическими учениями.Именно религия и этика ярче всего выражают стремление человека к самосовершенствованию, к духовному и эстетическому осмыслению окружающего мира, служат ориентирами в духовных поисках и в творчестве человечества.Вот, например,«простенький» вопрос: Почему без имени безымянный палец? Культура позволяет вести доброжелательный и конструктивный диалог всех участников образовательного процесса, представляющих различные мировоззрения, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира. Содержание культуры чрезвычайно ёмкое. Это слово предельной смысловой насыщенности. Таких слов во всех языках народов мира лишь два (природа и культура) или три. Такое широкое смысловое поле не допускает конфронтации, ибо культура всегда объединяет людей.
4.2. Формирование у школьников поликультурной компетентности –интегративного качества личности, включающего: систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей; социальные нормы и правила поведения, необходимые для повседневной жизни и деятельности в современном обществе; способность выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований.
5. Деятельностный подход к изучению религии и светской этики, ориентированный на познавательную активность учащихся. Это обеспечивается: Заданиями трёх уровней сложности – воспроизводящий уровень, преобразующий уровень и творческо-поисковый уровень; Обязательной проектной деятельностью учащихся; Игровыми технологиями.
6. Межпредметные связи: На уроках русского языка – эссе на тему «Моя Родина», «Моя семья» и т.д.; На уроках труда – подарки родителям, родственникам и школе; обрядовая кулинария и пр.; На уроках литературы – дискуссии о нравственной проблематике литературных произведений; На уроках ИЗО – рисунки и фотогазета «Традиции моей семьи» и т.п.
Разработка методического обеспечения курса:
6 программ и учебников ОРКСЭ для начальной школы (4 класс); 6 учебно-методических пособий для учителей с поурочными методическими разработками, дополнительным учебным содержанием по каждому уроку, методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендациями по работе с родителями (законными представителями) обучающихся; 6 рабочих тетрадей для обучающихся; 6 комплектов мультимедийного сопровождения (документальные фильмы, художественные фильмы для просмотра на уроках и в семье, развивающие компьютерные игры и т.д., дополняющие содержание учебников и рабочих тетрадей).